Техническое обслуживание систем пожарной безопасности
По новым правилам Противопожарного режима руководитель обязан организовать работы по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты в соответствии с регламентом, который он же и утверждает. Регламент создаётся после монтажа и корректируется после внесение изменений в техническую и/или проектную часть. Регламент технического обслуживания учитывает рекомендации завода изготовителя.
В техническую часть входит алгоритм работы, состав оборудования, тип и функции систем. В проектной части описана структурная схема систем, есть схемы размещения оборудования на чертежах, исполнительные листы после монтажа.
Техническое обслуживание пожарных систем проводится по графику, который составляется после того, как система принята в эксплуатацию. График может составить руководитель, а может и обслуживающая организация, имеющая лицензию МЧС, чаще так и происходит.
Какие системы нужно обслуживать?
Техническое обслуживание должно проводится для:
- пожарной сигнализации (адресной, аналоговой, адресно-аналоговой);
- охранной сигнализации;
- систем контроля и управления доступом;
- систем оповещения и управления эвакуацией людей (всех типов);
- систем пожаротушения (водяных, пенных, порошковых, газовых, аэрозольных, комбинированного тушения);
- систем дымоудаления и подпора воздуха при пожаре
Зачем проводить техническое обслуживание?
Техническое обслуживание систем пожарной автоматики - обязательно по требованию Правил противопожарного режима (Постановление Правительства РФ №1479).
Так как система пожарной безопасности (оповещение, пожарная сигнализация, пожаротушение) состоит из множества приборов различного назначения, содержит внутри каждого прибора платы с микросхемами, приводы для запуска устройств, кучу релейных блоков — есть вероятность, как минимум некорректной сработки, как максимум выхода из строя. Поэтому данные системы необходимо обслуживать.
В техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и оповещения, систем пожаротушения, дымоудаления входит:
- визуальный осмотр,
- проверка срабатывания,
- тесты работоспособности каждого элемента через головное устройство,
- замена, ремонт на месте,
- гарантийная замена.
Все работы проводятся так, чтобы во время проверок или ремонтов система не теряла своих функций по безопасности. При замене или ремонте пожарной сигнализации или оповещения, в день проведения работ, нерабочие приборы должно быть заменены на новые или подменные.
Кто может проводить?
Работы по техническому обслуживанию пожарных систем (пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения, дымоудаления) должны проводиться лицензируемой организацией. Лицензию МЧС для проведения техобслуживания получают те компании, которые по закону о лицензируемых видах деятельности прошли проверку. У таких компаний проверяют не только учредительные документы, но и:
- квалификацию сотрудников;
- наличие оборудования для ремонта и монтажа;
- оборудования для измерения сопротивления;
- разных замеров работоспособности приборов.
Как часто проводится?
Техническое обслуживание проводится, как правило, раз в месяц. Системы пожарной безопасности могут проверятся реже, например, раз в квартал, раз в год, но важно понимать — ответственность за работоспособность системы лежит на руководителе и за квартал или даже полгода с система может выйти из строя.
Обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре должно проводится в обязательном порядке, так как эти системы обеспечивают обнаружение и оповещение о пожаре. Требования ст.81-83 №123-ФЗ обязывают обеспечивать своевременное обнаружение пожара, оповещение людей о нем и тушение.